|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Беседа 6-я.
17 июля 1912 г.

Обитель расположена в двух-трех верстах от Риги. Тяжело здесь, конечно, быть монастырю: все жиды, немцы да эстонцы живут в этой местности, но все-таки и здесь Господь не оставляет, а спасает ищущие Его души. Обитель эта является как бы оазисом среди мятежного мира. Всякая душа имеет, в большей или меньшей степени, стремление к уединению, к пребыванию внутри себя. Только низменные души удовлетворяются блеском и треском суетной жизни и полагает все свое удовольствие в несмолкаемых разговорах, смехе и во всевозможных развлечениях. Господь Иисус Христос был истинным Богом, но и человеком, а потому, воздавая должное человечеству, естеству, и Он по временам уединялся от окружающего шума и суеты. В Евангелии сказано, как Господь ...взыде на гору един, – для чего? – помолитися... (Мф. 14, 23; Мк. 6, 46; Лк. 6, 12; 9, 28), и если нуждался в уединении Господь, тем более нуждаются в нем люди. Все святые стремились к уединению. Некоторые из них оставляли всех и вся и уходили в непроходимые дебри и пустыни, чтобы быть наедине с Богом и свое очищая сердце от всяких привязанностей и страстей, готовить себе блаженную вечность.
В средние века, лет 300 тому назад, жил один подвижник, по имени Лука. Целые массы народа приходили к нему за советом, подвижник начал тяготиться всегдашнею молвою. Жаждал он уединения, но, боясь самочиния, обратился для решения этого вопроса к святому Феофилакту. Этот последний дал ему такой ответ: «Поступи так, как Арсений Великий  был научен Господом». Лука понял эти слова, удалился в глубочайшую пустыню, где незримый никем, кроме Бога, и дожил дни своей жизни .
Итак, преп. Лука последовал стопам Арсения Великого, достигшего такой чистоты сердца, о которой мы и понятия не имеем. Преп. Арсений был образованнейшим человеком своего времени. Император Феодосий дал ему место первого министра и назначил воспитателем своих сыновей Аркадия и Гонория, назвал другом императора.
Все воздавали Арсению почести, он обладал несметным богатством, имел множество дворцов, но все-таки тяготился этой жизнью и чувствовал неудовлетворенность. Однажды, после крупной неприятности, вышедший между ним и наследником престола Аркадием, за которую последний поклялся отомстить Арсению, Арсений оставил все и удалился в один отдаленнейший скит в Египте. Здесь он жил сначала в общежительном монастыре, но враг начал сильно смущать его: «Что ты здесь делаешь, Арсений? Ты, пользовавшийся когда-то такой славою, вдруг живешь, как слуга, – тебя может выругать каждый послушник. Вернись лучше к прежней славе, будь другом императора». Чтобы победить козни врага, преподобный Арсений затворился в келлии и почти никого не принимал. Когда Аркадий, бывший тогда уже императором, узнал о местопребывании преп. Арсения, то прислал ему письмо и предложил доходы со своего Египта в пользу Арсения, то тот отказался: «Для меня достаточно чашки воды, куска хлеба и несколько овощей», – ответил он. Своего уединения преп. Арсений не соглашался променять ни на что на свете.
Однажды одна римская матрона (т.е. богатая и знатная женщина) предприняла трудное путешествие в египетский скит с целью увидеть Арсения. Переплыв реку Нил, она, наконец, достигла обители. Но Арсений встретил ее очень неласково и сказал ей: «Буду молить Бога, да изгладит Он скорее твой образ из моей памяти». Огорченная женщина вернулась домой и рассказала Патриарху о нанесенной ей обиде. Патриарх утешил ее.
Взяв гладкую, хорошо отполированную доску, он провел на ней тоненькую черту, и она все-таки была заметна. «Вот, – сказал Патриарх, – душа Арсения так чиста, что даже незначительное впечатление оставляет на ней след. Ему неполезно видеться с женщинами, так как женская красота отдаляет от Христа. Вот на колоде, на которой рубят говядину, так много зазубрин, что, конечно, одна линяя лишняя будет совсем незаметна. Так и душе, все время находящейся в суете, лишняя встреча не нанесет большого вреда». Тогда матрона мысленно примирилась с преподобным Арсением.
Преподобный Лука бежал от всего, но не для всех это возможно. Были святые, подвизавшиеся среди мира: например, св. мученик Феодор принимал народ и наставлял его до самой своей мученической кончины.
Писал мне один студент Духовной Академии: “Не знаю, что мне делать? Профессора дают мне массу всяких знаний, но они не успокаивают мою душу; ищу я аскетического настроения, а его нет, и нет мира. Жажду бежать куда-нибудь от всего этого”. Я посоветовал ему сначала окончить Академию, а там видно будет. Он послушался, окончил, и теперь получил место в семинарии; но неудовлетворенность его и томление все продолжается, мирская жизнь тяжела для него.
Все великие писатели томились суетою и молвою народной. Известный английский писатель Вальтер Скотт, пред которым воскуряли фимиам похвал его современники, говорил: “Если бы мне предложили выбор между жизнью, полной шума и блеска, и тюрьмою, то я выбрал бы последнее. “Тюремщик, запирай двери!” – воскликнул бы я”.
Пушкин всегда стремился к одиночеству. Когда он женился на известной красавице Гончаровой и был сделан камергером, то, конечно, стало множество препятствий к уединенной жизни, и Пушкин был рад ссылке в Бессарабию, где он написал свою поэму “Цыгане”.
Вот и вы, детки, по-видимому, тяготитесь миром, если съехались сюда и живете здесь, то, верно, оттого, что находите удовлетворение своим духовным запросам.
Над моим окном много ласточкиных гнезд. Приютились эти птички здесь, ничего с ними не поделаешь, нечистоплотные они, а разорять гнезда жалко. С утра до вечера носятся они над обителью. Вот и вы, подобно ласточкам: свили себе гнездышко около прп. Сергия и отдыхаете вдали от шумных городов – Петербурга, Москвы и т.д. Что привлекло вас сюда, как и в Оптину привлекало? Конечно, желание уединения. Ходите вы здесь в церковь, говеете, причащаетесь Св. Таин и набираетесь сил душевных и телесных. Всех вас знает прп. Сергий: конечно, он вас и раньше знал, как благочестиво живущих. Но теперь вы здесь под его покровом. Наш монастырь основан им.
Случилось это так. Прп. Сергий по внушению Божию дал свой посох ученику своему Григорию, и послал его на место слияния Москвы реки и Оки. Григорий сначала возразил: “Отче, ведь там разбойничье гнездо, меня непременно зарежут”. Но преподобный велел ему идти на послушание. И вот, несмотря на искушение врага, внушавшего ученику, что его зарежут как барашка, он пошел.
Молитвами преподобного совершилось чудо: разбойники из волков и тигров превратились в ягнят; все они сделались монахами, и лишь немногие, не соглашавшиеся на это, ушли вглубь лесов. Самое название монастыря “Голутвин” произошло от слова “голытьба”, и так называли разбойников.
Ведь и название “Оптина Пустынь” – произошло тоже от имени разбойника. Когда-то в лесах, окружающих и ныне эту обитель, жили три знаменитых разбойника: Опта и два брата – Добрый и Лютый. Но Господь умилосердился над ними и обратил к покаянию. Раскаявшись в своих злодеяниях, они изменились и сделались монахами, основав монастырь, названный их именами: Оптин, Добрый и Лютов, существующие и поныне.
И наш монастырь существует с тех пор, хранимый Господом от врагов внутренних и внешних.
Есть предание, что прп. Сергий посещает нашу обитель и даже благочестиво живущие иноки видели его. Я лично его не видал, да и теперь о чудесных посещениях преподобного что-то не слышно; мы недостойны этого, но верим, что духом он с нами.
Ослабело теперь монашество. Еще лет 40 назад были такие духовные исполины, как батюшка Амвросий, Анатолий , из белого духовенства Иоанн Кронштадтский ; ныне же что-то не слыхать о таких, может и есть, но мы не знаем.
И несмотря на это, все-таки в монашестве легче спастись. Я не зову вас в монастырь: но у каждой из вас свой круг деятельности. Исполняя о Господе свои обязанности можно спастись и в миру.
Читайте Жития святых, – это чтение побудит вас к подражанию, а может быть Господь и разорвет круг, стесняющий вас, и выведет на широту Заповедей Христовых и вселит вас в св. обитель. В монастырь поступить – дело большое, но вот одна из вас не убоялась и поступила, да поможет ей Господь.
А что делается в миру? Много расплодилось всяких ересей и каждый стремится увлечь в свою веру: “У нас только истина, идите к нам”, – кричат еретики; но не слушайте их. Веря всяким Ницшам и Ренанам, они оставили Христа и, страшно сказать, они стыдятся Его. Не стыдятся некоторые кланяться с распутной женщиной и с каким-нибудь пьяницей, а тут вдруг стыдятся Господа, чтобы не уронить себя в глазах неверующих.
Но слово Христово останется неизменным. Иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми (Мк. 8, 38). Забывают сии слова и стыдятся признаться, что они христиане.
Ныне иконы сохранились далеко не у всех. Их встретишь в квартирах священников, купцов, и то – старого времени, у крестьян, у мелких торговцев, но в домах, так называемых, интеллигентных людей икон не держат.
Про одного толстовца рассказывают, что в переднем углу его квартиры висел портрет Толстого с зажженною перед ним лампадою. Когда его спросили, зачем это он сделал, он ответил: “Я преклоняюсь перед разумом Толстого”. Вот Толстого не постыдился, а стыдится Христа.
А что скажет на это Христос на Страшном суде Своем? Идите от Мене, проклятии, во огонь вечный (Мф. 25, 41), – вот Его приговор.
Ужасно будет состояние грешников! А если сейчас явится Христос, где Он вас поставит? Надеюсь, одесную, не по делам, конечно, а по вере. И будем хранить веру Христову и по силе исполнять Его святые заповеди. Только не надейтесь на собственные силы свои, а просите помощи у Господа: “Господи, помози мне”! – и поможет.
Всем известен знаменитый композитор Моцарт. Имя его стяжало безсмертие. Однажды один немец, тоже музыкант, пожелал видеть Моцарта и отправился в Италию. Прибыл он в Милан и вдруг узнает печальную новость: “Моцарт умер”. Музыкант был в большом горе, но его успокаивали:
– Умер отец, зато жив сын.
– А он похож на Моцарта?
– Вылитый отец!
– Ну хорошо, посмотрю на сына.
Ему показали, где его можно увидеть; он служил в банке. Музыкант пришел к нему и нашел его сидящим за прилавком.
– Вы ли сын знаменитого Моцарта? – спросил немец.
– Я, а что вам угодно?
– Ничего, я пришел только посмотреть на вас.
– Что же на меня смотреть?
– Вы так же любите музыку, как ваш отец? Наверное уже написали какое-нибудь безсмертное произведение? – продолжал музыкант.
– Никакого, уверяю вас; вот единственная музыка, которую я люблю, – и Моцарт-сын взял горсть червонцев и бросил на прилавок, – всякую же другую музыку я терпеть не могу.
Разочарованный немец вернулся в Германию и рассказал собравшимся товарищам о своем посещении Моцарта. Все задумались, а один из слушателей глубокомысленно произнес: “Да, не в отца”. Действительно, сын был не в отца. Печальная история!
Мы, пожалуй, склонны осудить Моцарта-сына, но посмотрим лучше на себя. Все мы – дети Отца Небесного и должны были бы походить на Него. Что на деле выходит? И про нас часто можно сказать: “Не в Отца!” А между тем, чтобы достигнуть Царствия Небесного, непременно нужно быть “в Отца”, иначе туда не пустят. Вот святые были “в Отца”. Они и называются преподобными, т.е. в высшей степени уподобившиеся Богу; а нам грешным, хоть бы подобными-то быть, чтобы не лишиться вечной жизни.
Тяжело нынче спасаться; и монастыри оскудели духовною пищею и не дают часто хлеба просящим, не разумею чувственного хлеба, – там калача или сайки, а хлеба духовного – Слова Божия.
Многие души огрубели: и очами не видят; и ушами не слышат. Есть слепота и глухота телесная – трудно переносить их, но духовная глухота и слепота гораздо ужаснее. Да избавит нас от этого Господь Бог.
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .